Исповедь Франциска



Исповедь святого Франциска с Ассизи.

1. Всевышний Славный Боже,

Освяти тьму сердца моего…

3. Дай мне истинную веру,

ясную надежду и совершенную любовь,

разумение и познание, Господи,

чтобы я исполнил Твое святое и истинное призвание. Аминь.


9

Элементы духовного богословия, такие, как исповедь и покаяние, еще

скрыты в личности Франциска и не получили развития «мы перед молящимся,

— поясняет Карло Паолацци, — склоненным над собственным «я», который не

открыл еще освобождающий путь чистого восхваления… но пребывает в жи-

вейшем ожидании света, настаивает на просьбе в молитве, несмотря на то, что

речь идет в высшей степени о просьбе трех теологических добродетелей Павла

(1 Кор. 13:13) — на даре «познания», ориентированном на благодать дела».10

Но важно иметь в виду ту, видимо, вполне очевидную оценку своих духовных

и практических усилий, какую Франциск высказал о себе в конце жизни, в «За-

вещании» (1226): «Мне, брату Франциску, Господь дал милость таким образом

начать покаяние».11 ности религиозного опыта Франциска или, — подчеркивает Г. Дж. Мерло, — в

«понимании, какими являются элементы самосознания, обретенные ассизцем

в духовном опыте «жизни согласно образа святого Евангелия»»12. Поэтому,

очевидно и то, что двадцатилетний путь Франциска в его sequela Christi и есть

покаяние. Более того, поскольку не бывает покаяния без исповеди, то, значит,

его жизнь была посвящена всецело исповеданию веры Христовой и покаянию.

Итак, «Testamentum» является один из последних произведений в реаль- вместе с ним и после него. Но обратимся к иным примерам, лежащим хроноло-

гически между крайними точками двадцатилетия духовной жизни Франциска,

и какие читаются в «Сочинениях».

В «Восхвалении блаженной Девы Марии» исповедально-созерцательный

характер восхвалений пребывает в тринитарной форме: Франциск «ограни-

чивается, — пишет Вайани, — чистым созерцанием образа Марии», в котором

типичным является отсылка к Троице: «избрана [Мария] Святейшим Отцом не-

бес, Которую Он освятил Своим Святейшим Возлюбленным Сыном, со Духом

Святым Утешителем».13

В «Правиле без буллы» (1210) и «Правиле, подтвержденном буллой»

(1223) мы наблюдаем наоборот, обязательную рекомендацию исповедования

и покаяния в братстве Ордена «пусть исповедуют грехи священникам в нашем

Ордене», или в братских отношениях сохраняется их древнейшая практика:

«пусть исповедуют грехи брату… и таким образом покаянные, пусть принима-

ют они тело и кровь Господа Нашего Иисуса Христа».14 Приметными выступают

два письма к верным (fideles) «Письмо-А» и «Письмо-Б», в которых подчеркива-

ется ответственность за неисполнение таинств исповеди и покаяния: «И где бы,

и когда бы, и как бы ни умирал человек, совершивший смертельный грех и не

принесший покаяния и вину свою не загладивший, хотя мог бы сделать это — диавол исторгнет душу из его тела, причиняя столь великие муки и страдания,

что даже вообразить их, не испытав, никому не под силу».15 В комментарии Рай-

мондо Микетти также указывает на тринитарный характер исповедания веры

Франциска: «В первой части [письма], отмеченной ученостью, Франциск изла-

гает и соединяет сущностные содержательные моменты теологической, по су-

ществу, тринитарной концепции», далее идут акценты: на воплощении Verbum

(Христа), Страстях Христовых, на следовании за Христом (sequela Christi), на вы-

боре бедности как совершенной жизни в покаянии и исповеди.16

Итак, в этой тринитарной панораме, ведущей к спасению, присутствуют

как необходимый духовный элемент исповедь и покаяние. И теперь нас инте-

ресует вопрос, в каком же конкретно значении Франциск их употребляет? В ан-

тропологическом вúдении Франциска человек не является предопределенным

к греху или к праведности, но может быть тем или другим, в зависимости от

того, как ведет себя в телесной и духовной жизни. В центре всей христианской

антропологии — Христос, и в этом смысле, следует говорить о христоцентриз-

ме святого, как векторе его религиозности. «В тринитарном «обрамлении»

Франциск созерцает Христа, который для него, прежде всего, Сын Божий», — 13 Ibid, p. 201: Vaiani Cesare, Pref., Saluto alla beata vergine Maria // “Scritti. Testo latino e traduzione

italiana”. Ч. Вайани.17 Франциск был поражен страданием Бога, Который от-

дал за нас Сына Своего и с этого момента в историческом вúдении Франциска

появляется sequela Christi, и уподобиться (conformare) Христу для него — зна-

чит быть учеником Христа по Духу Святому в служении Богу и людям, в просла-

влении Его, в исповеди и в покаянии.18

Есть два понятия: «дух Господень» и «дух плоти» в антропологической

перспективе Франциска. Вайани говорит об их «диалектической оппози-

ции», указывая на их соответствие словам ап. Павла (Рим. 8:13; 2Кор. 10:2–3;

Гал. 5:13–26). Для нас важно указать на то, что исповедь и покаяние святого

предполагаются не где-то в идеальном «духе Господнем» и не где-то в веществе

«духа плоти», но в области сознания поверженного и смущенного человека на

пограничной линии его жизни, и есть узнавание в себе образа и подобия Бо-

жия, отличного от «духа плоти», есть обращение (μετανοω, metanoia) к живому

Христу Спасителю, Богу Отцу и Святому Духу такое, какое сделал когда-то Ав-

густин, а потом обратил в запись.

Что касается аскетических практик исповеди и покаяния, то, по-существу,

они являются вторичными, связанными по большей части с условиями време-

ни и места. Франциск понимает покаяние, «как переворот, который переносит

человека от жизни по инстинкту, сконцентрированной на собственном «я», от

жизни внутренне субъективной и лишенной воли, к руководству Божью», — цитирует К. Эссера Ч. Вайани.19

Но важно подчеркнуть, что переворот как выбор Бога и исповедь Ему

есть разумное действие, есть проявление рациональности sui generis, глубоко

опосредованный внутренним опытом, отличным от традиций знания, рели-

гиозной и культовой практикой. Факт metanoia рассматривается и на других

примерах в современной религиозной философии; есть значительная работа

по начальному движению Кларисс.20